СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
Лекция 1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
1.1. Понятие коммерческой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1.2. Коммерческое право в системе российского права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
1.3. Источники и формы коммерческого права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
1.4. Принципы коммерческого права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Лекция 2. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
2.1. Понятие и классификация субъектов коммерческого права . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
2.2. Коммерсанты как субъекты торгового права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3. Торговые посредники как субъекты коммерческого права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.4. Организаторы торгового оборота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
2.5. Лица, содействующие торговле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Лекция 3. ОБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
3.1. Понятие и виды объектов коммерческого права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
3.2. Классификация товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
3.3. Товарораспорядительные документы как объекты коммерческого права . . . . . . . . . . 52
3.4. Средства индивидуализации товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
Лекция 4. ТОРГОВЫЕ ОБЪЕКТЫ И ТОРГОВЫЕ СЕТИ
4.1. Понятие и виды торговых объектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
4.2. Размещение нестационарных торговых объектов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
4.3. Торговая сеть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Лекция 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Понятие и формы государственного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
5.2. Особенности государственного регулирования торговой деятельности . . . . . . . . . 69
5.3. Антимонопольное регулирование торговой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
5.4. Техническое регулирование торговой деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
5.5. Ценовое регулирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
4
Лекция 6. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ
6.1. Понятие коммерческого договора. Классификация коммерческих
договоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
6.2. Реализационные договоры (договоры продаж) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
6.3. Посреднические договоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
6.4. Договоры, сопутствующие купле-продаже товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
6.5. Организационные коммерческие договоры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
Лекция 7. ДОГОВОРНАЯ РАБОТА, СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ
7.1. Понятие и субъекты договорной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
7.2. Этапы (стадии) договорной работы. Способы заключения
коммерческих договоров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
7.3. Понятие и виды структуры договорных связей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92
Лекция 8. КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД.
ЗАКУПКА ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
8.1. Понятие контрактной системы. Государственный и муниципальный
контракт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
8.2. Способы определения поставщика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
8.3. Исполнение, изменение, прекращение государственного
и муниципального контракта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100
8.4. Ответственность за нарушение государственного и муниципального контракта 101
8.5. Закупка товаров отдельными видами юридических лиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
Лекция 9. ИСПОЛНЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ДОГОВОРОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
НАРУШЕНИЕ КОММЕЧРЕСКИХ ДОГОВОРОВ
9.1. Понятие и принципы исполнения коммерческих договоров . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
9.2. Основания и формы ответственности за нарушение коммерческих договоров . . 107
Лекция 10. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТОРГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10.1. Понятие потребителей и источники (формы) правового
регулирования их прав . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
10.2. Права потребителя при заключении и исполнении договоров . . . . . . . . . . . . . . . 114
10.3. Устранение недостатков товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
5
ЧАСТЬ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА
Лекция 11. ПОНЯТИЕ КОММЕРСАНТА, СОДЕРЖАНИЕ ИХ
JUS PROPRIUM И ВОСПРИЯТИЕ ПРАВА КАК СОВОКУПНОСТИ ПРАВОВЫХ
СРЕДСТВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128
Лекция 12. НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ДОГОВОРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Лекция 13. АГРЕГАТОРЫ ТОВАРОВ И УСЛУГ, ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛОЩАДКИ,
КЛИРИНГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ТОРГОВЫЕ
ЦЕНТРЫ: НОВЫЕ ОРГАНИЗАТОРЫ ТОРГОВОГО ОБОРОТА . . . . . . . . . . . . . . . . 146
Лекция 14. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИОННЫХ ДОГОВОРОВ
О КОНТРОЛЕ ЗА ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ПОКУПАТЕЛЯ: ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
В НОРМАЛЬНОМ ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
Лекция 15. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ
ТОРГОВОГО МЕСТА НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165
Лекция 16. СПОСОБЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ . . . . . . . . . . . . . 175
Лекция 17. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОФОРМЛЕНИЯ
ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
Лекция 18. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОРГОВ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ
ДОГОВОРОВ. КОНКУРС КАК СРЕДСТВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ТОРГОВОГО ДОГОВОРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Лекция 19. РАСПРОДАЖИ, БОНУСНЫЕ БАЛЛЫ И ДРУГИЕ
НЕУРЕГУЛИРОВАННЫЕ АСПЕКТЫ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ: МИФ О ЗАУРЕГУЛИРОВАННОСТИ
И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Вопросы к лекциям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Список вопросов к зачету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209 |