Приёмка товаров – один из немногих правовых инструментов советского права, сохранивший актуальность и на современном этапе развития гражданского законодательства. Вопросам приёмки товаров посвящено большое количество материала в специальной литературе. Такое пристальное внимание объясняется сохраняющейся проблематикой в ходе установления количества и качества товаров.
Задача, которую мы ставим в данной статье - обозначить специфику приемки товаров в предпринимательских отношениях, ее принципиальное отличие от приемки с участием непрофессионального участника (потребителя).
В результате сделан вывод о том, что для предпринимателя приемка товара является завершающей стадией, характеризующей исполнение договора и находящаяся уже за пределами исполненного договора. При отсутствии нарушений целостности упаковки, приемка товара, как правило, происходит только при передаче последнего конечному получателю, обычно - потребителю. Транзитная же передача товара от одного предпринимателя к другому, по цепочке посреднических сделок, обычно осуществляется без проверки товара. Этим достигается быстрота коммерческих операций, позволяющая не терять время на процесс приемки товаров по каждой торговой сделке. Для предпринимателя качество товара важно не с точки зрения извлечения полезных свойств такого товара (он его не эксплуатирует), а с точки зрения обеспечения надлежащей сохранности товара в процессе его перемещения к конечному получателю. Достижение именно этой цели и позволяет коммерсанту получать максимальную выгоду, в процессе совершения ряда однотипных коммерческих операций.